Теория 1. Врожденные таланты и способности к определенной деятельности. У человека, от рождения, есть врожденные способности к определенной деятельности. Чтобы достичь успеха в жизни, нужно найти (понять) – в какой области ты можешь быть хорош и заниматься только этим. В остальных делах успеха не будет, потому что нет способностей.
Кто-то прирожденный бизнесмен, другой изобретатель, третий музыкант, четвертый атлет или пловец или певец и т.д. и т.п. Если прирожденный бизнесмен займется бизнесом, достигнет высших планок. Если такой человек, сперепугу или по глупости, пойдет в певцы, при должной настойчивости он, конечно, запоет, но звезд с неба хватать не будет.
Исходя из этой теории, большинство людей вокруг нас, так и не разобрались в себе и не поняли, к какой деятельности у них есть врожденные таланты и способности. Не факт, что средний бизнесмен, пусть и состоятельный, занимается своим делом. Возможно он, на самом деле, величайший игрок в бильярд или сказочник или... А бизнесом он занялся, потому что работать не хочется, а деньги нужны.
Заметим, что критерием "он нашел себя" является достижение высших планок в выбранной деятельности. Средний уровень – считается неудачей. То есть, если человек пишет книги и издается, еще не факт, что он прирожденный писатель. Надо смотреть на тиражи и популярность. Писать-то, на среднем уровне, дело не хитрое и при должной настойчивости может практически каждый, но, стать великим писателем суждено лишь тому, у кого есть, от рождения, нужные таланты и, что самое главное, кто занялся той деятельностью, к которой у него есть способности.
Проблема этого подхода в том, что никто не знает, как понять, к чему у тебя есть таланты и способности.
Есть множество различных тестов, но, никто не скажет Вам со стопроцентной уверенностью, что у Вас, к примеру, есть способности для того, чтобы стать новым Лениным или Достоевским или Челюскиным или... Отсюда так мало высших достижений, и так много средних неудач.
Это была теория 1. Теперь нечто СОВЕРШЕННО противоположное.
Дорогой Читатель, прежде чем продолжить, я дам тебе персональное задание: когда будешь читать теорию ниже, отметь, насколько ты будешь с ней НЕ согласен. Дело в том, что теория 1 "пропиарена" лучше, чем №2, но это не означает, что 1 правильнее. Просто у нее больше сторонников (что тоже ни о чем не говорит:-)).
Теория 2. Нужны особые условия, чтобы человек достиг вершин.
Человек может достичь успеха, В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, если обстоятельства его жизни создают БЕЗЫСХОДНОСТЬ (нельзя не сделать).
Смысл любой деятельности – это решение проблем, стоящих перед человеком (проблемы могут быть личные или касаться человечества или между этими двумя крайностями). Чтобы решить проблему, нужны соответствующие способности.
До тех пор, пока человек НЕ сталкивался с этой проблемой, способности у него НЕ развиты, потому что в них не было необходимости.
Например, до ВОВ (война) люди жили в мире, то есть, ходили на работу, заводили семьи, занимались собой (как это было принято тогда). То есть, люди жили обычной жизнью и решали обычные проблемы.
Слова "проблема" не пугайтесь. Это не о голоде или смерти от холода:-) (хотя для кого-то и это актуально, но в наше время в Европе это касается маленькой группы людей). Проблема – это любая ситуация, когда что-то (кто-то) мешает получить то, что надо.
Например, влюбленные поссорились, и она разговаривать не хочет. Проблема? Заключается в том, что он хочет, чтобы она улыбалась, а она хочет, чтобы он извинялся. Это проблема в отношениях и они ее решают, а для этого нужны способности – договариваться, слышать и слушать, гибко реагировать и т.д.
Вышел этот парень от девушки, идет по улице, а там хулиганы "Дай закурить!". Он не курит, боксом не занимается, поэтому, получает по лицу и лишается кошелька. Проблему, возникшую перед ним в подворотне, он решить не смог, отсюда такие потери.
Проблему в отношениях он решил (предположим) потому, что жизненный опыт на эту тему был, а вот с хулиганами не смог, потому что, ну, с детства играл на скрипке и, вообще, воспитанный мальчик, комнатный.
И, вдруг, началась война и этот мальчик попадает на фронт. Проблемы совсем другие. Согласитесь, через год войны он (если выживет), не будет похож на того наивного юношу, каким был когда-то. Он станет воином, то есть, у него разовьются способности, которые помогают убивать и выживать.
Были ли у него эти способности раньше, когда не было войны?
Сам вопрос поставлен НЕ верно. В нем подразумевается теория 1. То есть, если он выжил, то способности были, а те, кто умер, их не имели.
Теория 2 отвечает, что изначально в нас НЕТ НИКАКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, но организм человека способен приспосабливаться к ситуации и нужные способности возникают (вырастают и развиваются).
Над человеком властвуют потребности (мотивы жизнедеятельности).
Например, новорожденный ребенок активно щупает, нюхает и общается с окружающим миром НЕ потому, что у него есть для этого способности, а потому, что в этом есть жизненная необходимость – нужно социализироваться.
У него есть потребность в общении, в новой информации, в познании и реализуя эту потребность (решая стоящую перед ним проблему – познания мира), он развивает свои способности к общению, восприятию и обработке информации, запоминанию и работе с памятью и многое другое.
При этом, и это очень важно, сами обстоятельства (среда, условия, в которых он находится), вынуждают его эти способности развивать, чтобы решить стоящие перед ним проблемы (он не может говорить, он ничего не понимает, не может ухаживать за собой и т.д. Конечно, все это ребенок делает неосознанно, и двигают его именно потребности (мотивы)). Точно так же фронтовые условия вынуждают мальчика стать мужем. НЕКУДА ДЕВАТЬСЯ, ПОЭТОМУ ПРИХОДИТСЯ.
Каждый ли может достичь вершин.
Как видите, одна теория ограничивает наши возможности, другая, напротив, стирает все границы. Вопрос в том, какой теории придерживаться, можно даже и не ставить – той, которая дает больше перспектив. Потому что в психологии человека стоит опираться на жизнелюбивое правило – любая иллюзия полезна, если она жизнеутверждающая.
Однако возникает сложный вопрос: Если я верю в теорию 2, означает ли это, что я могу стать великим пианистом (шахматистом, бизнесменов, певцом и т.д. и т.п.)? Каждый ли может стать гением, другими словами.
Что Вы сами думаете по этому поводу, Дорогой Читатель?
Если придерживаться теории 1, то вывод прост – не каждый, а кому повезло с генами (врожденными талантами и способностями) и кто (случайно или намеренно), понял, к чему у него есть дарование и начал работать в этой области. Теория 2 с улыбкой разрешает – ты можешь быть гением.
При условии.
Что жизненные обстоятельства этому способствуют.
Люди достигают успеха в бизнесе не потому, что у них какие-то особые таланты, а потому что они не приемлют работать на кого-то, категорически не могут жить бедно (или средне), потому что им надо чувствовать свою исключительность и т.д. и т.п. Они завидуют тем, кто уже достиг успеха. Они хотят "сделать их". Они любят сражаться с кем-то, им нужен "внутренний противник".
Это и есть жизненные обстоятельства, которые их толкают на свершения. И эти обстоятельства становятся мотивами, которые обуславливают развитие соответствующих способностей.
Человек может достичь успеха В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, если обстоятельства его жизни создают БЕЗЫСХОДНОСТЬ (нельзя не сделать).
Например, Моцарт был погружен в музыку с 3 или 4 лет. Его отец зарабатывал выступлениями, поэтому он привлек к этому делу и сына. И постоянно требовал от него все новых и новых придумок, чтобы отличаться от других музыкантов, потому что за такое отличие больше платят. Таким образом, Моцарт с детства решал проблемы в музыке, и это развивало его способности.
Если Вам нужно больше примеров, рекомендую книги "Стратегии гениальных мужчин (женщин). Автор Виктор Бадрак. А при чтении помните об идее, что способности развиваются в решение проблем и тогда книги станут кристально ясными.
Какие способности в себе надо развивать?
Те, что помогают решать проблемы, стоящие перед Вами.
И пускай Вас не пугает слово "проблема". Это не о голоде или смерти от холода:-). Проблема – это любая ситуация, когда что-то (кто-то) мешает получить то, что надо. Мешать могут люди, обстоятельства (случайное стечение факторов) или наш внутренний мир (различные ограничения, негативные убеждения и т.д. и т.п.). Соответственно, способности могут относиться к решению проблем в:
Отношения с людьми (в личной жизни и в деловой сфере);
Отношения с собой.
Технические области деятельности.
Чтобы добавить больше конкретики, для примера возьмем деловую сферу жизни. В этой сфере есть два типа людей – предприниматели (бизнесмены и люди творческих профессий), а так же те, кто работает на первых (делает то, что тем не нужно делать).
Какие способности важны для бизнесмена, человека творческой профессии?
Способность найти идею.
Способность создать из идеи бизнес.
Способность развить этот бизнес.
Способность сберечь и преумножить прибыль.
Если бизнес не интересен.
Способность найти правильную работу
Способность повысить свою стоимость
Способность сберечь и преумножить деньги.
Правильная работа - это когда хватает времени на себя, на общение (друзья, любимые, дети, родители и т.д.), на полноценный отдых и на работу, собственно. Если же работа занимает большую часть времени жизни - это НЕ правильная работа.
Почему один бизнесмен, а другой нет?
Хороший вопрос, правда?
Если отталкиваться от теории 1, то у человека есть врожденные способности к генерации идей, созданию из идей бизнеса, развитию этого бизнеса и сохранению и преумножению прибыли. А у других таких способностей нет и они, чувствуя, но, не осознавая самого факта, становятся сотрудниками.
Теория 2 отправляет наши размышления совсем в другую сторону.
То, что человек стал бизнесменом, означает, что он с детства вырост в такой среде, которая заставляла его генерировать идеи. Например, ребенку было скучно одному, и он придумывал себе волшебный мир. Так получаются писатели. Среда ЗАСТАВЛЯЛА его искать возможности получить то, что надо (потому что родители проявляли мало внимания или их вообще не было). Или ребенок жил в бедной семье, поэтому был вынужден уговаривать более богатых товарищей менять их дорогие игрушки, на его дешевые, но уникальные "штуковины". Так получаются бизнесмены.
Это все не примеры, но смысл понятен, да? Можно сказать, что одному повезло вырасти в такой среде, которая способствовала развитию способностей к творчеству, к бизнесу, а другим людям – так не повезло. Их опекали родители, у них было милое и доброе детство, в котором не было проблем (следовательно, им нечего было решать, отсюда развились способности создавать себе такую жизнь, когда проблем – нет). Из таких людей получаются сотрудники.
Можно ли измениться и стать другим человеком?
Да, можно. Для этого надо создать себе такие жизненные условия, когда возможности заработать на работе нет, и останется только предпринять усилия, чтобы получить деньги не за работу, а за творческую деятельность (бизнес – это тоже творчество).
Я не буду спрашивать, надо ли заниматься таким мазохизмом. Потому что тягу к творчеству уровня "выше, чем все остальные" трудно заглушить. Если у вас, Милый Читатель, периодически появляются мысли "а не бросить ли мне работу, и не пойти ли предпринимать (творить)", значит, в Вас такая тяга есть.